Навигационный геодезический центр - Официальный представитель Leica в Украине

Сканирование взлетно-посадочной полосы ХАЗ

Одним из важных показателей эксплуатационного состояния взлетно-посадочных полос (ВПП) является ровность покрытия. В настоящее время ровность принято оценивать локальным отклонением поверхности качения колес самолета от геометрически идеальной поверхности для каждого геометрического элемента продольного профиля.

Ровность покрытия можно определить тремя показателями:

  • Индексом ровности R;

  • Международным индексом ровности IRI;

  • Интегральным показателем I кривой среднего СКО профиля.

В Украине основным показателем ровности ВПП принято считать индекс ровности R. К инструментальным методам определения R относятся:

  • Метод короткошагового геометрического нивелирования;

  • Метод измерения просветов трехметровой рейкой;

  • Метод измерения превышений лазерными датчиками с движущейся платформы;

  • Метод регистрации толчков посредствам движущейся тележки (толчкомер).

Из всех вышеперечисленных методов, несмотря на свою трудоемкость и высокую стоимость, классический метод короткошагового геометрического нивелирования является самым точным в определении ровности покрытия ВПП. Данный метод может быть реализован с помощью лазерного сканирования.

Для проверки метода был выполнен проект по анализу индекса ровности на ВПП Харьковского авиационного завода «ХАЗ». Суть метода состоит в том, что с помощью лазерного сканера удается вычислить высотные отметки продольного профиля ВПП, при этом сканер поочередно устанавливается либо вдоль линии центра, либо по краям ВПП (от начала и до конца ВПП). Т.к. в процессе работ на ВПП ХАЗа не проводились полеты, то сканер устанавливался по центру ВПП. Всего при выполнении работ были сделаны 12 точек стояния сканера, шаг сканирования поверхности ВПП по длине составлял от 0.5 до 4 см. При сканировании ВПП ХАЗа было получено 40 миллионов координатных точек.

После завершения этапа сканирования наступает этап сшивки «регистрации» сканов в единое облако точек. После полной сшивки облако точек очищается от различных ненужных объектов или «шумов». Дальнейший этап обработки заключается в построении продольных и поперечных профилей полотна ВПП и выбора высот находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга (через 0.25 или 0.5 м) из двух продольных профилей полотна ВПП. Эти профили выбираются на одинаковом расстоянии (4-5 м) с двух сторон от средней линии ВПП и параллельно ей. Высоты записываются в отдельный файл с расширением XLS. Затем специальная программа обсчитывает файл с высотами и выдает оценку ровности полотна.

Метод лазерного сканирования обладает рядом преимуществ по сравнению с двумя другими методами короткошагового геометрического нивелирования (тахеометрической или нивелирной съемки):

  • Беспрепятственная съемка для движения по ВПП (при установке лазерного сканера по краям ВПП);

  • Возможность работы в ночное время;

  • Большой объем получаемых данных (сотни миллионов точек);

  • Высокая скорость сканирования (выполнения работ);

  • Точность сканирования ±4 мм.

К недостаткам данного метода можно отнести:

  • Невозможность работы в дождь и при отрицательных температурах;

  • Относительно небольшая дальность измерений (160 м – 1 скан).

В процессе работы подтверждена корректность использования технологии лазерного сканирования для данного направления геодезических работ. Выбрать лазерный 3D сканер от Leica Geosystems можно тут: https://ngc.com.ua/shop/lazernoe-skanirovanie-oborudovanie/


В вашей корзине
Корзина пустая
Подождите
Идет загрузка данных...